Развал «Комиссии примирения»



Громким событием конца 2001 года стало решение армянских членов армяно-турецкой «Комиссии примирения» выйти из ее состава.

В заявлении, принятом 11 декабря 2001, экс-министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян, председатель совета директоров Армянской Ассамблеи Америки Ван Крикорян, экс-посол в Сирии Давид Оганесян и российский политолог Андраник Мигранян аргументировали свое решение односторонним обращением турецких членов Комиссии в Международный Центр правосудия переходного периода (International Center for Transitional Justice) с требованием отказаться от изучения соответствия Геноцида армян Конвенции ООН о геноциде 1948 года. Между тем, обращение в Центр было согласовано всеми членами Комиссии на ее последнем заседании, состоявшемся в Нью-Йорке 18-21 ноября.

Александр Арзуманян заявил, что после этого шага турецких коллег армянские участники не могут им больше доверять.

 

 

Весть о расколе в Комиссии вызвала резко диаметральные комментарии в Ереване. Реакция партии «Дашнакцутюн», с самого начала выступавшей в качестве наиболее яростного критика Комиссии, некоторых других политические сил и СМИ, была откровенно злорадной и сводилась к тому, что рано или поздно Комиссия должна была «умереть», и хорошо, что это произошло сейчас, когда она еще не успела «наделать много бед». С другой стороны, соратники Александра Арзуманяна, представляющие экс-правящую партию Армянское Общенациональное Движение, не упустили возможность для критики нынешних властей. Пресс-секретарь бывшего президента Армении Тер-Петросяна Левон Зурабян заявил, что власти довели степень противостояния с Турцией до крайне опасного уровня.

Пресс-секретарь президента Кочаряна Ваге Габриелян говорил Медиамакс, что решение армянских членов «Комиссии примирения» было «предсказуемым». Он напомнил, что официальный Ереван выступает за начало диалога между Арменией и Турцией на государственном уровне. В то же время, подчеркнул пресс-секретарь, власти Армении никогда не препятствовали каким-либо армяно-турецким контактам.

Те, кто были склонны видеть в развале Комиссии «руку» официального Еревана, напоминали, что министр иностранных дел Армении Вардан Осканян призывал армянских членов Комиссии оценить путь, пройденный за 5 месяцев, и принять решение о целесообразности продолжения дальнейшей деятельности. Однако выглядело крайне маловероятным, что армянские члены Комиссии, в течение последних нескольких месяцев подвергавшиеся жесточайшей критике в Армении и Диаспоре, могли принять решение «по требованию» Осканяна.

 

 

Вопрос отношения официальных властей Армении к созданию Комиссии так и остался довольно запутанным. В июле 2001 года, спустя 3 дня после создания Комиссии, пресс-секретарь МИД Армении Дзюник Агаджанян однозначно заявила, что внешнеполитическое ведомство не имеет никакого отношения к ее созданию. Пресс-секретарь президента Армении Ваге Габриелян заявил тогда же, что Роберт Кочарян знал о создании комиссии, однако официальный Ереван не принимал никакого участия в ее формировании.

Александр Арзуманян утверждал 21 июля, что вопрос создания Комиссии несколько месяцев обсуждался с президентом и министром иностранных дел Армении. Как свидетельствовали источники Медиамакс, впервые руководство Армянской Ассамблеи Америки представило инициативу по созданию Комиссии Роберту Кочаряну в мае, в ходе нью-йоркского бизнес-форума «Инвестиции в Армению».

Тактика армянских участников Комиссии в вопросе Геноцида менялась несколько раз. Сразу после ее создания они говорили, что не будут обсуждать вопрос признания Геноцида со стороны Турции со своими турецкими коллегами. 2 августа они приняли заявление, в котором говорилось, что «Геноцид армян является международно признанным фактом». В ноябре уже весь состав Комисии принял решение обратиться в Международный Центр правосудия переходного периода.

Если проследить за этой хронологией, армянские участники Комиссии никогда не оспаривали факт Армянского Геноцида, в чем их пытались обвинять. Более правдоподобным звучал упрек о том, что деятельность Комиссии могло затормозить процесс международного признания Геноцида. В частности, в октябре 2001 года, Европарламент не включил требование о признании Армянского геноцида в доклад о прогрессе Турции в деле вступления в Европейский Союз, ограничившись заявлением о поддержке «группы армянских и турецких академиков и бывших дипломатов, целью которых является «достижение единого понимания прошлого»».

 

 

Несмотря на то, что помощник госсекретаря США Элизабет Джонс заявила 28 августа в Ереване, что создание комиссии является «частной инициативой», впоследствие появились факты о том, что США прямо или косвенно ее финансировали. В середине октября Армянский национальный комитет Америки (ANCA) сообщал со ссылкой на
отчет исследовательской службы Конгресса (Congressional Research Service), что Госдепартамент США финансировал деятельность комиссии посредством гранта.

 

 

Спустя всего несколько дней после публикации этих сведений один из лидеров «Дашнакцутюн», глава парламентской комиссии по национальной безопасности и обороне Ваган Оганесян обсудил отношение Москвы к «Комиссии примирения» с первым замминистра иностранных дел России Вячеславом Трубниковым. Оганесян утверждал, что российская сторона разделяет озабоченность «Дашнакцутюн», вызванную созданием Комисиии, поскольку «в конечном итоге речь идет о стремлении Турции укрепиться на Южном Кавказе и играть в регионе доминирующую роль».

 

 

Интересно, что в июле 2001 года, спустя несколько дней после объявления о создании «Комиссии примирения», один из ее турецких членов, бывший посол Турции в ООН Гюндуз Актан выступил со статьей в газете Turkish Daily News, в которой писал, что одной из причин необходимости нормализации армяно-турецких отношений является «значительное влияние России на Армению, которое угрожает Кавказу».

 

 

 

 

За неделю до заявления о расколе в Комиссии Андраник Мигранян отмечал, что американская сторона проявляет большой интерес к работе комиссии, и для соблюдения баланса сила было бы полезно включить в комиссию российских посредников. «Я выступил с этим предложением, но каким будет решение, пока не знаю», - говорил политолог.

Ара Тадевосян

В данной главе использована фотография Джона Стайнмайера и фотографии из архива Фотолур.

 

«Новейшая история» - специальный проект медия компании Медиамакс. Все права защищены.

Эксклюзивный партнер проекта - ЗАО «Электрические сети Армении».

В проекте «Новейшая история» представлены события и эпизоды, происходившие в Республике Армения после 1991 года.