Встреча в Казани: надежды и провал



24 июня 2011 года в Казани прошла трехсторонняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России - Сержа Саргсяна, Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева. Накануне встречи звучали оптимистические заявления о том, что в Казани будет подписан документ, фиксирующий основные принципы карабахского урегулирования. Однако встреча завершилась провалом.


Довильское заявление и подготовка встречи в Казани


26 мая 2011 года президенты России, США и Франции призвали лидеров Армении и Азербайджана «продемонстрировать политическую волю и завершить работу над Основными принципами урегулирования в ходе предстоящего саммита в июне».

В заявлении глав стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, принятом в рамках саммита G8 в Довиле, Медведев, Обама и Саркози заявли, что «дальнейшее затягивание процесса поставит под вопрос приверженность сторон достижению договоренностей».

 

 

 

6 июня сопредседатели Минской группы ОБСЕ начали визит в регион для подготовки встречи в Казани.

14 июня глава МИД Армении Эдвард Налбандян сказал, что если положительная тенденция сохранится, прогресс в Казани возможен. Вместе с тем, он подчеркнул, что всецело согласен с заявлением президента НКР Бако Саакяна о том, что «без участия Степанакерта невозможно достичь прорыва в процессе урегулирования».

«Второй этап подразумевает подготовку мирного соглашения, и в этих переговорах НКР однозначно должна принять участие», - говорил глава МИД.


История, базовые принципы и фактор Косово


15 июня на заседании Комитета по международным делам Европейского Парламента прошли слушания по ситуации в Нагорном Карабахе, на которые были приглашены сопредседатели Минской группы ОБСЕ, пролившие некоторый свет на детали переговорного процесса.

Американский сопредседатель Роберт Брадтке заявил, что «нынешняя версия Базовых принципов карабахского урегулирования является справедливой и сбалансированной, и мы хотим, чтобы стороны приняли ее как основу для мирного соглашения».

А французский сопредседатель Бернар Фасье замечал, что «если стороны в ближайшее время не примут Базовые принципы на основе Мадридских предложений, то посредникам придется выступить с новой концепцией урегулирования».

Представляя историю предложений, сделанных посредниками за все время существования Минской группы ОБСЕ, Бернар Фасье напомнил, что в конце 1990-х сопредседатели предлагали вариант реинтеграции Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, что было отвергнуто Арменией. В начале 2000-х была сделана попытка урегулировать конфликт на основе легитимизации отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана, которую не принял Баку.

Бернар Фасье отметил, что наученные этим опытом, посредники решили сделать предложение, которое бы концентрировалось на задачах, «решение которых представлялось возможным».

В частности, сказал Фасье, согласно Мадриском предложениям, должны быть освобождены прилегающие к Нагорному Карабаху территории при условиях обеспечения безопасности Нагорного Карабаха и его самоуправления, а статус Нагорного Карабаха должен быть определен в будущем путем голосования.

Посредник отметил, что сопредседатели работали над этим предложением в 2005-2006 годах, и оно получило название «Мадридских предложений» в конце 2006 года. Бернар Фасье отметил, что процесс замедлился в 2008 году, «поскольку признание независимости Косово стало причиной озабоченности Азербайджана».

По словам посредника, сопредседатели надеялись добиться прорыва в 2009 году, и «именно поэтому президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ впервые взяли на себя ответственность опубликовать основные принципы урегулирования».

 

 

Бернар Фасье сказал, что «в начале 2010 года только Азербайджан дал свое согласие на обновленную версию предложений», после чего посредники предложили сторонам несколько модификаций.

«Таким образом, сегодня мы подошли к концу 3-го цикла урегулирования карабахского конфликта», - говорил дипломат.

Брадтке выразил несогласие с мнениями некоторых депутатов Европарламента о том, что карабахское урегулирование «находится в руках русских» и сказал, что между Россией, США и Францией сложилось «уникальное сотрудничество».



«Не Россия, а другая страна помогла Азербайджану»


На тех же слушаниях Бернар Фасье сказал, что «не Россия, а какая-то другая страна» помогла Азербайджану освоить производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Так он отреагировал на утверждения некоторых депутатов о том, что Россия вооружает стороны карабахского конфликта. Французский посредник отметил, что в скором времени в Азербайджане откроется завод по производству БПЛА и выразил убеждение в том, что азербайджанская сторона не могла наладить это производство самостоятельно.

Бернар Фасье также отметил, что военный бюджет Азербайджана равен всему госбюджету Армении и приветствовал в этой связи заявление регионального директора Европейской службы иностранных дел ЕС Мирослава Лайчека о том, что «ЕС должен посылать более четкие сигналы о неприемлемости использования силы и исключительности мирного пути карабахского урегулирования».


Критика оппозиции


Представители армянской оппозиции особого оптимизма не высказывали.

Командир отряда «Сасун», активист Армянского нациоанального конгресса (АНК) Сасун Микаелян говорил, «если освобожденные земли будут сданы, Карабах не получит статуса», и поэтому он не видит никаких перспектив для компромиссов.

Микаелян утверждал, что «у властей сегодня очень слабые позиции в переговорном процессе» и «если мы хотим избежать войны, то будет лучше попытаться урегулировать внутриполитическую ситуацию».

А лидер АНК, первый президент Армении Левон Тер-Петросян говорил в интервью газете «Московские новости», что идея о проведении референдума о статусе Нагорного Карабаха «ничем не подтверждена».

 

 

Левон Тер-Петросян говорил, что тот вариант урегулирования, который он поддержал в 1997 году, «был почти тем же планом, который сейчас на столе лежит в виде Мадридских принципов: возвращение части оккупированных или, по нашей терминологии, освобожденных территорий, в которые не включался тогда Лачин и Кельбаджар, размещение по всему периметру новых карабахских границ международных миротворческих сил, разблокирование дорог».

«Всё это было. Что это давало? Это давало ту же самую ситуацию, что мы имеем сейчас, только в территориально сокращенном варианте. Но с гарантированным международным договором, с гарантированными международными миротворческими силами. Сейчас все намного сложнее. Уже не то настроение, уже не то соотношение сил. Тогда Азербайджан и Армения были примерно на одном уровне, в макроэкономическом плане Армения была даже выше по показателям на душу населения. Что мы сейчас имеем через 13 лет? ВВП Азербайджана в пять раз больше, чем у Армении. Бюджет в пять раз больше. Военные расходы в 10 раз больше. Естественно, позиция Азербайджана будет более надменная, требования будут более жесткие. Сейчас добиться того, чего мы могли добиться тогда, будет очень трудно. Есть единственная деталь, которая отличается от того проекта: идея о проведении референдума о статусе Нагорного Карабаха. Но она пока ничем не подтверждена. Даже от этого слова уже уходят. Говорят о плебисците, опросе и т.д. Никакого разговора о юридических последствиях этого референдума нет. Все развитие подсказывает, что сейчас намного сложнее. Любое решение сегодня будет хуже, чем тогда. К сожалению», - говорил лидер АНК.


«Очередной задачей станет возвращение беженцев в Армению»


О предстоящем провале в Казани могло свидетельствовать заявление вице-премьера Азербайджана Али Гасанова, сделанное за 10 дней до трехсторонней встречи.

Он, в частности, заявил что «после освобождения оккупированных территорий Азербайджана очередной задачей станет возвращение беженцев в Армению».

«Азербайджан никогда не откажется от этих территорий. Это земли наших предков. Армяне создали там государство и изгнали наших соотечественников. Но это азербайджанские земли. Хотя мы не считаем эти земли территорией независимого Азербайджана, мы будем претендовать на проживание там наших соотечественников», - говорил Гасанов.


Давление Москвы


20 июня «эксперт, знакомый с ходом подготовки переговоров», сказал агентству ТАСС, что на встрече президентов Азербайджана, России и Армении в Казани могут быть утверждены основные принципы нагорно-карабахского урегулирования.

Было очевидно, что российская сторона всячески стремились добиться прогресса. Через год истекал срок полномочий Дмитрия Медведева на посту президента России и прорыв в вопросе карабахского урегулирования мог стать нелишним козырем в его стремлении пойти на второй срок.

 

 

23 июня министерство иностранных дел России опубликовало официальное заявление, в котором говорилось, что «встреча в Казани призвана сыграть рубежную роль в нагорно-карабахском урегулировании».



Утром в день встречи газета «Коммерсантъ» писала, что у Еревана и Баку есть принципиальная готовность подписать в Казани документ. «Единственное, что может омрачить триумф президенту России - это неожиданные сюрпризы в момент самих переговоров. Итоговые решения и формулировки будут утверждаться непосредственно в Казани, так что от внезапных трудностей мы не застрахованы», - говорил источник газеты.


Давление Вашингтона и Парижа


Накануне встречи в Казани президент США Барак Обама позвонил лидерам Армении и Азербайджана и «решительно призвал» их одобрить Базовые принципы на встрече с Дмитрием Медведевым.

«Президент Обама сказал обоим лидерам, что пришло время разрешить конфликт и предложить народам Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха. США продолжат поддерживать обоих лидеров и сопредседателей Минской группы ОБСЕ в их важных усилиях по продвижению безопасности и процветания в регионе», - говорилось в сообщении Белого дома.

А Роберт Брадтке говорил, что «это самый важный этап в переговорном процессе, начиная с 2001 года, когда в Ки-Весте были приложены усилия для достижения мирного соглашения».

 

 

В обращении президента Франции Никола Саркози к президенту Армении Сержу Саргсяну накануне встречи в Казани говорилось:

«Знайте, что я, как близкий человек, и вся Франция, которая считает себя сестрой Армении, посылаем вам все самые искренние пожелания по поводу данной решающей встречи. Моя страна не пожалеет сил поддержать Вас на этом пути».


«Скажите «да» или «нет»»


Выступая 22 июня в Страсбурге на сессии ПАСЕ, президент Армении Серж Саргсян заявил, что «даже в условиях царящих в Азербайджане антиармянских настроений мы едем в Казань с ожиданием прогресса».

Говоря о компромиссах, президент говорил, что достаточно сложно убедить общества Армении и Нагорного Карабаха пойти на уступки Азербайджану, который занимается откровенной антиармянской пропагандой.

В интервью Euronews накануне отлета в Казань Серж Саргсян заявил, что международное сообщество требует от от Армении, Карабаха и Азербайджана «ясного и окончательного ответа»

«Они хотят понять, готовы ли заинтересованные стороны искать решение с опорой на вышеупомянутые принципы. Они говорят нам: «скажите, наконец, «да» или «нет», не медлите больше. Мы надеемся, что ответ будет дан на встрече в Казани», - говорил президент Армении.

При этом Серж Саргсян отмечал, что его ожидания от встречи «не слишком велики».



Провал


Поздно вечером 24 июня глава МИД Армении Эдвард Налбандян сказал, что в Казани «Азербайджан не дал согласия на последний вариант Базовых принципов».

«Азербайджанская сторона предложила около 10 изменений, и это явилось причиной того, что встреча в Казани не стала прорывной», - сказал Налбандян.

 

 

Он подчеркнул, что Азербайджан уже в четвертый раз за последний год предлагает изменения в варианты Базовых принципов. «Однако мы будем продолжать переговоры, поскольку нет другого пути для достижения урегулирования», - говорил министр.

27 июня «Коммерсантъ» писал со ссылкой на источник в Кремле, что
президент России сильно разочарован итогами встречи в Казани, а официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд отметила, что в Вашингтоне
разочарованы тем, что президентам Армении и Азербайджана не удалось согласовать базовые принципы.

1 июля Серж Саргсян сказал в Киеве на совместной пресс-конференции с украинским коллегой Виктором Януковичем, что Дмитрий Медведев направил лидерам Армении и Азербайджана послание по теме карабахского урегулирования.

В тот же день министр иностранных дел Франции Ален Жюппе заявил, что сторонам карабахского конфликта будут сделаны «дополнительные предложения».

8 июля министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в Ереване, что передал Сержу Саргсяну предложения президента России, сформулированные Дмитрием Медведевым после встречи в Казани. Из Еревана Лавров направился в Баку, где передал предложения Ильхаму Алиеву.

29 июля помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Александр Вершбоу заявил, что Армения и Азербайджан сделали «шаг назд» в процесс карабахского урегулирования. Армения и Азербайджан «по-прежнему не способны завершить согласование базовых принципов урегулирования конфликта, и мы остаемся в неконструктивной и опасной патовой ситуации», - отмечал он.


Заявления и откровения пост-фактум


Спустя 5 лет после провала в Казани и спустя 2 недели после «Апрельской войны» Сергей Лавров сказал в Ереване, что продвижение в политическом процессе вокруг карабахского конфликта могло бы стать сдерживающим фактором в плане применения силы.

Сергей Лавров сказал об этом на встрече с Сержем Саргсяном, отвечая на публично заданный президентом Армении вопрос:

«Мы были уверены, что этот вопрос действительно может быть решен исключительно за счет компромисса, мирным путем, но сегодня мы имеем то, что имеем. Поэтому для меня очень важно Ваше мнение: почему все-таки это произошло?».

 

 

«Почему ситуация зашла в такую кризисную точку, я не могу решить вместо Армении, Азербайджана и Карабаха, но я считаю, что если бы нам удалось продвинуться в политическом процессе, хотя бы немного, если мы хотя бы наметили общие принципы, которые стороны взяли бы за основу для разработки уже юридически обязательных документов, это, конечно же, не просто сыграло бы важную роль в возобновлении переговоров, но и стало бы сдерживающим фактором для предотвращения столкновений. Но, повторяю, решения могут достичь только три стороны»,- говорил Лавров.

В ноябре 2016 года Серж Саргсян рассказал в интервью «РИА Новости»:

«В 2011 году вроде бы все считали, что мы уже пришли к финишу, готовы к подписанию документа. Тогда президент США позвонил президенту Азербайджана и мне, пожелал успехов, президент Франции написал письмо президенту Азербайджана и мне с теми же пожеланиями, а президент России участвовал лично в этих переговорах.

 

 

Мы сели, как это принято на переговорах. Документы были готовы. Президент России, открывая эту встречу, отметил: очень хорошо, что мы пришли к мирному урегулированию. Выступил глава МИД России Лавров. Потом выступил президент Азербайджана, он сказал, что они, конечно, хотят мирного урегулирования, но у них еще остались вопросы, и перечислил восемь или девять пунктов. Понятно, какое после этого было состояние».

В апреле 2018 года, незадолго до «бархатной революции» в Армении, Лавров говорил:

«Очередная встреча в Казани действительно позволяла рассчитывать на серьезные позитивные результаты, поскольку в проектах документов, которые были подготовлены российской стороной при поддержке сопредседателей от США и Франции, были учтены, как нам казалось, все озабоченности Еревана и Баку в сбалансированном виде. Но в ходе самого саммита появились дополнительные вопросы и комментарии. Так бывает. Мы из этого не делаем особой трагедии. Работа будет продолжаться. Уверен, что многое из того, что содержит так называемый «казанский документ», по-прежнему востребовано.

Ничто из наработанного в те годы, я думаю, не пропало. Хотя, конечно же, за это время появились некоторые новые идеи, которые сопредседатели сейчас продвигают в контактах со сторонами. Самое главное – отойти от недоверия, которое по-прежнему еще иногда проявляется в ходе переговоров, и сконцентрироваться на реалистичных, прагматичных идеях, которые имеются в достатке. Надо только положить их на бумагу, хотя концептуально стороны соглашаются с необходимостью это сделать, но когда все начинает оформляться в конкретные формулировки, возникают сложности», - говорил Лавров.

До «44-дневной войны» оставалось 2,5 года.

Ара Тадевосян

В данной главе использованы фотографии REUTERS и Фотолур.

 

«Новейшая история» - специальный проект медия компании Медиамакс. Все права защищены.

Эксклюзивный партнер проекта - ЗАО «Электрические сети Армении».

В проекте «Новейшая история» представлены события и эпизоды, происходившие в Республике Армения после 1991 года.