Сенсация «Шамирам», Зурабян vs. Пашинян, первое столкновение



Выборы в Национальное Собрание первого созыва Армении состоялись 5 июля 1995 года. Избиралось 190 депутатов (150 по мажоритарной и 40 - по пропорциональной избирательной системе). В тот же день проводился референдум по принятию новой Конституции Армении, которая значительно укрепляла президентскую власть.

В выборах приняли участие около тысячи кандидатов и 13 партий.

Армянское общенациональное движение (АОД) возглавило объединение «Республика», в состав которого вошли также партия Рамкавар-Азатакан Армении (Либерально-демократическая), Социал-демократическая партия Гнчакян, Интеллектуальная Армения, Республиканская партия Армении и Христианско-Демократический Союз.

Пятипроцентный барьер преодолели 5 партий: объединение «Республика» - 50%, «Шамирам» - 20%, Коммунистическая партия Армении – 15%, Национально-Демократический Союз - 7,5%, «Объединение Национальное Самоопределение» - 7,5 %.

 

 

Крупнейшей фракцией стала «Республика» - 117 депутатов.

В Национальном Собрании была также образована депутатская группа «Реформы» (31 депутат). 21 депутат не вошел в состав какой-либо фракции или депутатской группы.

Впоследствии была сформирована депутатская группа «Еркрапа» (17 депутатов).

Председателем Национального Собрания первого созыва был избран Бабкен Араркцян.


Тер-Петросян vs «Дашнакцутюн»


За полгода до выборов указом президента Армении Левона Тер-Петросяна была запрещена деятельность партии «Дашнакцутюн» (АРФД). Ее обвинили в убийстве бывшего мэра Еревана, одного из лидеров АОД Амбарцума Галстяна (17 декабря 1994 года) и наличии в составе партии террористической организации «Дро».

В послании к парламенту 18 мая 1995 года Левон Тер-Петросян обвинил АРФД в актах терроризма и политических убийствах, заявив, что «Дашнакцутюн» - «не политическая партия, а скорее террористическая и фашистская организация». В том же послании президент Армении заявил, что не допустит, чтобы «Армения стала страной, подобной Ливану» и «терроризм в Армении будет уничтожен».

АРФД отвергла обвинения, заявив, что Тер-Петросян на самом деле просто устранил популярного конкурента перед выборами.

На запрет деятельности АРФД негативно отреагировал ряд международных организаций и государств. В частности, посольство США в Ереване выступило с заявлением, в котором выражалась обеспокоенность в связи с будущим демократических реформ в Армении и отмечалось, что приостановление деятельности крупнейшей оппозиционной партии страны «идет вразрез с установленными принципами демократии и свободы слова». США призвали власти и «Дашнакцутюн» к диалогу.

 

 

«Наш шаг, если смотреть извне, кажется очень антидемократичным: запретить партию, закрыть их газеты, и все это сделано человеком, имеющим имидж демократа. Но хотите верьте, хотите - нет, этим шагом я спасаю демократию в Армении от терроризма, который считаю наибольшей опасностью для всех молодых демократий. «Дашнакцутюн» - не партия, это террористическая организация»,- таким был ответ Левона Тер-Петросяна в интервью американской The Christian Science Monitor в мае 1995 года.


Левон Зурабян vs Никол Пашинян


5 июля 1995 года газета «Московские новости» писала:

«Накануне парламентских выборов в Армении была создана женская общественно-политическая организация «Шамирам». Армянские женщины политикой традиционно не занимаются, и, видимо, было решено положить этому конец. Однако женщины в «Шамирам» не простые, а избранные. Среди лидеров организации – жена министра иностранных дел Армении Ваана Папазяна - Анаит Торосян, певица Надежда Саркисян, жена пресс-секретаря президента Армении Левона Зурабяна - Шогер Матевосян.

Чрезвычайно бойкой предвыборной кампанией «Шамирам» руководит лично министр внутренних дел Вано Сирадегян. В Ереване даже открылось летнее кафе под названием «Шамирам».

Но в процессе подготовки «Шамирам» к выборам произошел инцидент. Журналист газеты «Лрагир» Никол Пашинян опубликовал довольно ироничное интервью с Шогер Матевосян, вступление к которому заканчивалось следующими строками: «В назначенное время мы уединились с Шогер Матевосян в одной из комнат. Для интервью».

 

 

На следующий день в редакции «Лрагир» появился незваный гость - пресс-секретарь президента Армении Левон Зурабян. В кабинете главного редактора ревнивец несколько раз ударил по лицу Никола Пашиняна. Что ж, и такое бывает в предвыборной борьбе.


Первое предвыборное столкновение


Примерно за неделю до выборов десять оппозиционных партий создали неофициальный альянс «Сотрудничество во имя справедливости» и предъявили властям ультиматум с требованием выполнить в пятидневный срок следующие требования: зарегистрировать незарегистрированные оппозиционные партии и кандидатов, перенести выборы на более поздний срок, обеспечить равные стартовые возможности для всех партий, обеспечить доступ оппозиции к официальным средствам массовой информации.

Власти никак не отреагировали на ультиматум оппозиции. 20 июня после очередного митинга лидеры оппозиции повели митингующих к резиденции президента, где устроили ночной пикет и сожгли чучело Тер-Петросяна. Пикет стоял и в течение следующего дня. Лидер Национально-Демократического союза и координатор оппозиционного альянса Вазген Манукян заявил о решении «создать альтернативную, народную власть».

 

 

В это время стали поступать сведения о том, что на площади Свободы собрались несколько сотен членов союза добровольцев «Еркрапа». Один из лидеров оппозиции Ашот Манучарян вместе с группой протестующих вышел к площади, где начались столкновения с членами «Еркрапа», закончившиеся лишь после выстрелов последних в воздух.

Журналистка Анна Исраелян в свое время говорила в интервью Медиамакс, что этот инцидент стал одним из первых случаев, «когда присутствие силового фактора и силовых решений в армянской политике стало настолько заметным». ««Еркрапа» стали политическим фактором, который пытались с переменным успехом использовать власти и оппозиция», - отмечала она.


Сенсация


Главной сенсацией выборов 1995 года стали резульаты партии «Шамирам», занявшей второе место.

Бывший член фракции «Шамирам», певица Надежда Саргсян рассказывала несколько лет назад Медиамакс:

«Когда мне было предложено стать членом партии, я не восприняла это с большим энтузиазмом, поскольку понимала, что это большая ответственность, которая будет отнимать много сил и энергии, и у меня не останется времени на творчество. Так оно и вышло.

Конечно, мы знали о проблемах, но не представляли, что их так много. Первоначально я должна была заниматься лишь вопросами культуры, однако мне пришлось взять на себя также и вопросы здравоохранения, образования, условий службы военнослужащих. Очень часто мы отправлялись в различные воинские части с концертами, чтобы доставить немного радости солдатам и ознакомиться с их проблемами.

 

 

Конечно, для нас стало неожиданностью, что мы заняли на выборах второе место, но, с другой стороны, это было естественным результатом нашей работы - мы работали день и ночь. Многие называли нас «феминистками», но мы всегда выступали за наличие сильных мужчин.

Про меня в газетах писали все что угодно, называли меня «безнравственной». Одна из газет дважды «подарила» мне кинотеатр «Наири». В первый раз она написала о том, что Вано Сирадегян подарил мне «Наири» на 8 марта, а спустя несколько месяцев СМИ написали, что Сирадегян подарил мне этот кинотеатр на день рождения.

Нас поддерживали многие, в том числе - Вазген Саргсян, но, да, больше всего нам помогал именно Вано Сирадегян. С его помощью мы смогли решить большое количество проблем».

В действительности «Шамирам» была «проектом» Вано Сирадегяна. Имея разногласия с некоторыми представителями верхушки АОД, он решил создать «противовес» правящей партии.

 

 

«Конечно, было очевидно, что это проект Вано Сирадегяна, претворенный в жизнь со значительным использованием административного ресурса и силовых рычагов. Однако, хотела бы отметить положительный момент, связанный с «Шамирам»: их присутствие в парламенте зачастую было сдерживающим фактором. Например, 26 сентября 1996 года, когда депутаты от правящей партии набросились с кулаками на оппозиционных коллег, именно «шамирамовские» женщины встали между ними. Есть немало иных примеров того, как они пытались успокоить кипящие мужские страсти», - вспоминала Анна Исраелян.


Зарубежная пресса о выборах


8 июля 1995 года газета «Коммерсантъ» в статье ««Республика» в окружении «Семирамиды»» писала:

«Предварительные итоги выборов в Армении опровергли сделанные накануне прогнозы: блок «Республика», возглавляемый правящей партией АОД, которому сулили менее 30% голосов, намного превысил этот уровень. А вот «серебряный медалист» выборов поверг в изумление как Центризбирком, так и международных наблюдателей - им стала женская партия «Шамирам» («Семирамида»). Третьей в списке стала Компартия Армении. Оппозиция же, бесславно провалившая предвыборную кампанию, замыкает список».

 

 

Ряд западных изданий дали критическую оценку прошедшим выборам. В частности, Los Angeles Times так озаглавила свою статью: «Правители Армении выигрывают спорные выборы» (Armenia's Rulers Winning Disputed Vote), а британская Daily Telegraph - «Выборы проложили путь к армянской диктатуре» (Elections Pave the Way for Armenian Dictatorship).


“Free but not fair”


За выборами следили 185 иностранных наблюдателей из Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Совета Европы, Европейского Парламента, СНГ, а также совместная миссия ОБСЕ и ЕС.
Согласно отчету ОБСЕ, парламентские выборы в Армении показали некоторые обнадеживающие признаки в плане демократического развития. «Тем не менее, существует целый ряд негативных моментов. Одна политическая партия была исключена до выборов, состав избирательных комиссий был несбалансированным. Закон о выборах применялся избирательно и непоследовательно. Положение о тайне голосования не всегда четко соблюдалось. Более того, ни одно из судебных дел против ЦИК не было рассмотрено до выборов. Тем не менее, сам процесс голосования прошел гладко», - говорилось в заключении.

 

 

Выборам 1995 года международными наблюдателями была дана обобщенная формула оценки: выборы были «свободными, но несправедливыми» (free but not fair), что вызвало немало кривотолков. Многие были убеждены, что таким образом западные наблюдатели попытались угодить «и нашим, и вашим».

Ара Тадевосян, Арам Араратян

 

«Новейшая история» - специальный проект медия компании Медиамакс. Все права защищены.

Эксклюзивный партнер проекта - ЗАО «Электрические сети Армении».

В проекте «Новейшая история» представлены события и эпизоды, происходившие в Республике Армения после 1991 года.