Читать газеты я полюбил с первых классов школы. Долгие годы любимой газеты был «Советский Спорт», потом, после начала «перестройки» - «Комсомольская правда». А осенью 1990 года я вдруг обнаружил, что в Армении появилась еженедельная русскоязычная газета «Зеркало», которая отличалась от остальных местных изданий.
Главным редактором «Зеркала» был Борис Навасардян, которого большинство знает как президента Ереванского пресс-служба. Вместе с Борисом мы сделали наброски к портрету «Зеркала» для проекта «Новейшая история».
Начало
Летом 1989 года Борис вместе с коллегами - Аветом Демуряном, Рубеном Мангасаряном, Элиной Погосбекян, Джульетой Амирханян - задумали издавать независимую газету.
Загвоздка была в том, что в Армении все еще была советская власть и решение об основания нового издания могло приниматься исключительно на основании постановления Бюро Центрального комитета Коммунистической партии Армении. Борис Навасардян вспоминает, что они подали соответствующее заявление, которое пролежало «в ящике» до лета 1990 года, когда по итогам выборов в Верховный Совет в Армении был сформирован первый фактически некоммунистический парламент. В августе 1990 года редакция начала работать, а первый номер «Зеркала» вышел в сентябре.
На первых порах «Зеркало» было классическим дайджестом и рассказывало армянскому читателю о происходящем за рубежом. Но скоро концепция стала меняться, и в газете стало появляться все больше авторских материалов.
По словам Бориса, своими основными конкурентами они считали армяноязычные «Андрадарц» и «Мунетик» и русскоязычную «Браво».
«Золотое время»
Для выпуска первого номера Борис Навасардян выделил 500 рублей из своих сбережений, которых хватило для оплаты верстки и типографии. Но после реализации первого же номера дела пошли в гору и, как говорит бывший главный редактор «Зеркала», «мы стали зажиточными».
Большинство газет продолжали по инерции стоить в среднем 3 копейки, а «Зеркало» стоила в 10 раз больше – 30 копеек, но читателей это не останавливало. Борис вспоминает, что в течение нескольких недель тираж достиг 36 тысяч экземпляров, уступая только ежедневным газетам «Азг», «Еркир» и «Айастани Анрапетутюн». Причем 30 тысяч продавались в Армении, а остальные 6 тысяч «экспортировались» авиатранспортом в Грузию и Россию.
«В первые месяцы прибыль была фантастическая. Мы закупили компьютеры, платили хорошие гонорары. Некоторые наши коллеги до сих вспоминают, что «Зеркало» была единственной газетой, которая платила гонорары не только автору, но и тому, кто давал интервью», - рассказывает Борис Навасардян.
«Конгломерат» из лимонада, напольной плитки и «Зеркала»
Хотя газета была не только самоокупаемой, но и прибыльной, «Зеркало» вошло в «конгломерат» или «консорциум» нескольких организаций, которые занимались производством лимонада, напольной плитки и другими делами.
«Консорциум» обеспечивал своего рода финансовую «подушку» когда, например, «Армпечать» задерживала платежи за реализованные газеты.
«Зеркало» основало информационное агентство «Арменфакс», которое также стало частью этого «консорциума». Партнеры газеты предоставили ей спутниковые антенны («тарелки»), которые производили на базе Института лазерной техники.
Благодаря этим «тарелкам» переводчики агентства смотрели зарубежные информационные телеканалы и готовили новостные «ленты», которые не только использовалась в «Зеркале», но и распространялись среди подписчиков.
«Анонимное» интервью с Монте
Борис Навасардян вспоминает интервью с президентом Армении Левоном Тер-Петросяном и бежавшим в Армению лидером Грузии Звиадом Гамсахурдия.
Отдельная история – интервью на полномера с Монте Мелконяном. Поскольку в то время он находился в Армении нелегально, то интервью вышло без упоминания имени.
Бывший главный редактор подчеркивает, что аналитические материалы «Зеркала» отличались от общепринятого тогда подхода, что комментарий мог быть либо провластным, либо - прооппозиционным. «Мы всегда излагали именно свою точку зрения, без оглядки на политическую коньюнктуру», - говорит Борис Навасардян.
Кризис
Несмотря на невиданную по тем временам диверсификацию доходов и членство в «консорциуме», благополучие «Зеркала» длилось недолго.
Периодичность выхода газеты нарушилась в 1993 году - в связи с энергетическим кризисом, многочисленными техническими и экономическими проблемами. Но главная проблема была связана с финансами. «Деньги быстро обесценивались и когда «Армпечать» задержала нам платежи на 6 месяцев, мы получили в 10 раз меньше, чем ожидали», - рассказывает Борис Навасардян.
Последний номер «Зеркала» вышел в 1994 году.
Ара Тадевосян