Рождение армянского драма



22 ноября 1993 года, начиная с 00:00 часов, на территории Республики Армения был остановлен оборот 1000, 5000 и 10000-рублевых денежных знаков Госбанка СССР и Центрального банка Российской Федерации образца 1991-1992 гг. и введена национальная валюта - драм.


Соглашения остались лишь на бумаге


26 июля 1993 года Центральный банк России ввел в обращение на территории России рубль образца 1993 года. Как говорится на сайте ЦБ Армении, «фактически, Россия вышла из советской рублевой зоны, оставив остальным республикам разрушенную финансовую систему».

 

 

В сентябре 1993 года между рядом республик бывшего СССР и Российской Федерацией было подписано соглашение о создании единой рублевой зоны, а между Россией и Арменией - двустороннее соглашение. Фактически, все эти документы остались на бумаге. В октябре 1993 года Туркменистан, а в ноябре - Узбекистан и Казахстан ввели в обращение свои национальные валюты. Армения оказалась перед угрозой неконтролируемого притока рублей.


Рубли привозили ящиками


Бывший сотрудник Управления денежного обращения ЦБ Геворг Туманян рассказывает:

«Из бывших республик СССР, где произошла смена валюты, в Армению потекли не подвергшиеся обмену советские рубли. В аэропорту был установлен особый контроль: в республику не разрешалось ввозить крупные суммы рублей. Люди привозили рубли ящиками, особенно запали в память ящики от сигарет. Естественно, такой «поток» разрушал экономику Армении, которая и без того находилась в тяжелом положении, цены росли день ото дня».


«Ситуация вышла из-под контроля»


В целях разработки и осуществления комплексных мероприятий по регулированию денежного обращения решением Верховного Совета Республики Армения 13 октября 1993 года была создана Государственная Комиссия, на которую была возложена ответственность за принятие ситуационных решений. Сопредседателями комиссии стали председатель Комитета по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Верховного Совета Республики Армении Тигран Саргсян, председатель Центрального банка Исаак Исаакян и министр финансов Левон Бархударян.

Согласно решению Комиссии № 15 от 19 ноября 1993 года, на территории Республики Армения вводилась в обращение национальная валюта – драм.

В тот же день президент Армении Левон Тер-Петросян выступил с телеобращением, в котором, в частности, сказал:

«В сентябре этого года Армения подписала соглашение с рядом республик бывшего СССР и Россией о создании единой рублевой зоны.

 

 

Мы сделали все, что было в наших силах, чтобы решить вопрос о единой рублевой зоне на основе цивилизованного консенсуса. Жесткая позиции России привела к тому, что ситуация вышла из-под контроля. В результате сама Россия вышла из рублевой зоны, за ней последовали Казахстан и Узбекистан, теперь и нам предстоит сделать свой выбор. Нами предприняты необходимые шаги, в частности, напечатана и доставлена в республику национальная валюта - драм».

Президент сообщил, что для защиты внутреннего рынка от возможного валютной интервенции планируется предоставить каждому совершеннолетнему гражданину республики возможность напрямую совершить обмен 50 000 рублей на 250 драмов. Для сумм превосходящих 50 000 рублей, 1000, 5000 и 10000-рублевые денежные знаки образца 1991-1992 гг. следовало внести в качестве вкладов на специальные счета в сберегательных кассах до 26 ноября 1993 года включительно.


«Запоздалое решение»


24 ноября 1993 года в газете «Азг» была опубликована статья «Что произойдет с «драмом», не знают даже в парламенте», в которой были представлены мнения троих депутатов Верховного Совета Армении.

Председатель Комитета по экономической самостоятельности и экономическому развитию Рубен Торосян:

«Очевидно, что введение драма запоздало. Еще в сентябре премьер-министр заявил, что никаких технических сложностей в этом вопросе нет. А сейчас это делается в условиях гиперинфляции. Что касается политической стороны вопроса, то мы, депутаты, плохо ее представляем, поскольку у нас недостаточно информации о ведущихся переговорах. Однако из новостей, опубликованных в прессе, можно сделать вывод, что как с политической, так и с экономической точки зрения этот шаг мог быть сделан как минимум месяц назад».

Председатель подкомитета Комитета по экономической самостоятельности и экономическому развитию Мельс Саакян:

«Вероятно, правильнее было бы начинать это в середине августа. Затрудняюсь сказать, какими будут последствия. Однако не могу поверить, что десятикратно увеличившиеся цены опустятся до прежнего уровня. Не думаю, что у нас есть большие резервы продовольствия, однако поддерживать репутацию «драма» в российских рублях и долларах тоже непростая задача. Следствием будет новый резкий скачок цен».

Председатель Комиссии по финансово-бюджетным вопросам Тигран Саргсян:

«То, что реализуется, - просто необходимость, и с точки зрения механизмов выбран наиболее эффективный вариант. Что касается сроков, то они имеют скорее политический контекст: в случае более раннего введения национального драма Армению обвинили бы в нарушении договоренностей о создании рублевой зоны нового типа со всеми вытекающими негативными последствиями.

 

 

Насколько удачно был выбран момент - этот вопрос вне моей компетенции. Хотя я никогда не скрывал своего мнения и с весны заявлял в печати о том, что введение в обращение национального драма должно быть реализовано как можно скорее».

25 ноября 1993 года агентство «Ноян Тапан» опубликовало сообщение «Тигран Саргсян: драм стабилизируется», в которой, в частности, говорилось:

«Тигран Саргсян не исключил создания в будущем рублевой зоны нового типа, выразив мнение, что она будет аналогична единой европейской валютной зоне. По его мнению, в ближайшие недели денежное обращение в республике будет урегулировано, и единственным платежным средством станет драм. Г-н Саргсян отметил также, что для стабилизации драма Армения пока не может получить кредит от Международного валютного фонда. При этом не исключено получение аналогичной помощи от России».


Астролог Заруи


В ноябре 2008 года, когда отмечалось 15-летие введения драма, премьер-министр Армении Тигран Саргсян рассказал такую историю:

«В 1993 году, на следующий день поле того, как я выступил по телевидению и объявил, что мы запускаем в обращение драм, мне позвонила девушка, сказала, что ее зовут Заруи, она - астролог, и попросила назвать ей точные день, час и минуту, когда мы приняли решение о введении в обращение национального драма. На вопрос, зачем ей это нужно, девушка ответила, что может по звездам предсказать судьбу армянского драма.

 

 

Несколько дней спустя она снова позвонила мне и рассказала, что на первом этапе армянскому драму предстоит нелегкий путь: его появление страна воспримет с недоверием и недовольством, однако в будущем драм стабилизируется и будет пользоваться доверием армянского народа».


Рождение «драма» и «лумы»


Бывший председатель Центрального банка Армении (1994-1998 гг.) Баграт Асатрян вспоминает, что в 1993 году в Верховном Совете было организовано специальное обсуждение о том, как будет называться национальная валюта. Именно здесь «родились» названия «драм» и «лума».

 

 

«Слово «лума» имеет евангельское происхождение - его предложил Левон Тер-Петросян. Насколько я помню, «драм» тоже был предложен президентом. Затем был объявлен конкурс по дизайну, за которым последовали дальнейшие процессы», - вспоминает Баграт Асатрян.

Первая партия армянских драмов была напечатана в Германии и доставлена в Армению военными самолетами. Баграт Асатрян говорит, что тираж был не настолько большим, чтобы возникло беспокойство по поводу его хранения. Более серьезной проблемой был советский рубль, поглотивший почти все банковские склады республики.


В Карабах на «Ниве» Тер-Усика Лазаряна


Всего на территории Армении было обменено на драмы около 117 млрд бывших советских рублей.

«Я был ответственным за процесс обмена валюты в Карабахе. У ЦБ не было транспорта. Мне выделили машину «Нива» председателя отдела АОД Тер-Усика Лазаряна, я сел за руль, и вместе с заместителем председателя ЦБ и другими официальными лицами мы направились в Карабах. Перед нашим отъездом в Карабахе уже была проделана большая работа, благодаря чему уже на третий день драм был в обращении по всей территории НКР», - рассказал Баграт Асатрян.

 

 

«Работа была проведена хорошо, однако у нас возникли проблемы с результатами. За все годы существования Советского Союза в Армении в обращении было около 95 миллиардов рублей, а к обмену было предъявлено около 120 миллиардов. Причиной стал большой приток в Армению рублей из других республик СССР. Это стало серьезной проблемой для страны», - отметил экс-глава ЦБ.


Первые образцы


По словам Баграта Асатряна, порой возникали проблемы с потомками деятелей, изображенных на банкнотах.

«Например, возникли проблемы с семьей Виктора Амбарцумяна, изображенного на 100-драмовой купюре. Я побеседовал с его сыном. Он спрашивал, почему изображение человека с такими большими заслугами должно быть на банкноте такого низкого номинала? Я объяснил, что, наоборот, этой банкноты в обороте будет больше всего.

 

 

Бывший сотрудник управления денежного обращения Центрального банка Геворг Туманян рассказал, что над первым образцом драма совместно работали дизайнеры Ашот Манукян и Грачья Асланян. Спустя годы, когда было принято решение о выпуске банкнот нового образца, был объявлен новый конкурс, победителем которого стал Ашот Манукян.

 

 

Геворг Туманян отметил, что после введения драмов из Москвы несколько раз приезжала комиссия, в присутствии которой рубли нужно было уничтожить путем сжигания:

«Мы долго искали место, где можно было бы это сделать. Рассматривали различные ереванские заводы с большими печами, но объемы были столь большими, что в конечном итоге было принято решение сделать это на Разданском цементном заводе».


Реакция бизнесменов


25 ноября 1993 года в газете «Азг» была опубликована статья «Союз купцов на страже драма», начинавшаяся так:

 

 

«Президент Союза купцов Армении принял решение в эти ответственные для республики дни открыть магазины и укрепить «драм» за счет продажи широкого ассортимента продукции.

Как отметил президент Союза Макич Демирян, в условиях неопределенности судьбы национального драма такой шаг следует считать очень смелым, поскольку риск потерять все имущество более чем реален. «Однако понимая, что на карту поставлено становление армянской государственности, думать в данный момент лишь о спасении собственной шкуры, стало бы предательством национальных идеалов. Более того, мы готовы прибегнуть к определенным мерам по сдерживанию цен, о чем проинформировали Государственную комиссию по регулированию денежного обращения», - говорилось в статье.

Ара Тадевосян, Сирануш Егиазарян

 

«Новейшая история» - специальный проект медия компании Медиамакс. Все права защищены.

Эксклюзивный партнер проекта - ЗАО «Электрические сети Армении».

В проекте «Новейшая история» представлены события и эпизоды, происходившие в Республике Армения после 1991 года.