Рамбуйе: ожидания прогресса и «имитация переговоров»



10-11 февраля 2006 года в пригороде Парижа Рамбуйе президенты Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Ильхам Алиев вели многочасовые переговоры об урегулировании нагорно-карабахского конфликта, которые, несмотря на ожидания и прогнозы, не привели к «прорыву» в мирном процессе.

Эти переговоры стали шестой встречей Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. Первая встреча двух лидеров состоялась в декабре 2003 года в Женеве и носила ознакомительный характер. В апреле 2004 года президенты Армении и Азербайджана встретились в Варшаве. «Результатами мы гордиться не можем, но характер и атмосфера переговоров положительная»,- говорил по ее итогам Кочарян.

В сентябре 2004 года в Астане состоялась третья встреча президентов Армении и Азербайджана. По итогам многочасовых переговоров лидеры отметили, что рассмотрели широкий спектр вопросов, связанных с урегулированием карабахского конфликта. В мае 2005 года года Роберт Кочарян и Ильхам Алиев вновь встретились в столице Польши. Посредники оценили эту встречу очень позитивно - американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Стивен Манн говорил о наличии «шанса для достижения серьезного прогресса».

 

 

В августе 2005 года Роберт Кочарян и Ильхам Алиев провели переговоры в Казани, и по итогам встречи было заявлено, что стороны считают ее «позитивным развитием в переговорном процессе».

10 февраля 2006 года переговоры в Рамбуйе продлились в общей сложности около 4 часов. Встрече Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева с глазу на глаз предшествовали переговоры в расширенном составе, в которых приняли участие участие американский, российский и французский сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Стивен Манн, Юрий Мерзляков и Бернар Фасье, главы МИД Армении и Азербайджана Вардан Осканян и Эльмар Мамедъяров и личный представитель Действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик.

До начала переговоров президентов Армении и Азербайджана в Елисейском дворце принял президент Франции Жак Ширак и выразил надежду, что сторонам удастся «заложить основы для будущего урегулирования».

 

 

Переговоры в Рамбуйе шли за закрытыми дверями. Впервые в истории встреч президентов Армении и Азербайджана к месту проведения переговоров не были допущены представители прессы - для 30-и секундной протокольной съемки в Рамбуйе пропустили лишь личных операторов и фотографов Кочаряна и Алиева.

По итогам первого дня переговоров стороны не сделали каких-либо заявлений. Переговоры продолжились утром 11 февраля. Их начали министры иностранных дел Армении и Азербайджана, а спустя некоторое время эстафету приняли президенты, которые проговорили более 2 часов. Планировалось, что если сторонам удастся преодолеть остающиеся разногласия, начнется третий раунд переговоров - с участием президента Франции Жака Ширака. Этого не произошло: вскоре после завершения встречи в Рамбуйе Роберт Кочарян и Ильхам Алиев покинули французскую столицу.

 

 

В распространенном 12 февраля 2006 года заявлении сопредседателей Минской групппы ОБСЕ говорилось, что «несмотря на интенсивные переговоры, позиции сторон конфликта по некоторыми чувствительным вопросам не изменились». Посредники заявили, что Кочарян и Алиев поручили главам МИД своих стран продолжать искать пути решения конфликта.

Первые сигналы того, что переговоры во Франции могут не оправдать возлагаемых на них больших надежд, появились еще 8 февраля, когда выступая в стокгольмском Институте внешней политики, президент Армении Роберт Кочарян заявил:

«У меня был осторожный оптимизм в отношении перспектив парижской встречи, но вследствие последних заявлений представителей азербайджанского руководства он сменился на очень осторожный оптимизм».


Скорее всего, Кочарян имел в виду заявления министра иностранных дел Азербайджана, который накануне парижской встречи несколько раз заявил о том, что для Баку единственным возможным вариантом урегулирования конфликта является «реинтеграция» Hагорного Карабаха в остальную часть Азербайджана.

«Для достижения решения стороны должны проявить политическую волю и пойти на определенные политические риски. Заявления, которые звучат из Баку в течение последних 2-3 дней, наводят меня на мысль о том, что этой политической воли в Азербайджане нет, либо ее недостаточно», - говорил в Швеции президент Армении.

 

 

Накануне встречи в Рамбуйе многие проводили сравнения с ситуацией пятилетней давности, когда лидеры Армении и Азербайджана провели встречу, которая, как казалось, может стать ключевой для решения карабахской проблемы.
Именно в Париже встретились 26 января 2001 года президент Роберт Кочарян и Гейдар Алиев. На тех переговорах президент Франции Жак Ширак изложил свое видение возможных путей решения проблемы и предложил сторонам принципы, на которых может строиться мирное соглашение. Эти принципы были названы впоследствии «парижскими» и легли в основу мирного плана, который обсуждался в апреле 2001 года на переговорах в Ки Весте и предполагал передачу Нагорного Карабаха под суверенитет Армении в обмен на предоставление Азербайджану коммуникационного коридора на армянской территории для связи с Нахичеванью. Однако уже летом 2001 года Гейдар Алиев отказался от договоренностей Ки Веста и мирный процесс зашел в тупик.

Новым переговорам президентов Армении и Азербайджана предшествовала встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран, проведенная в середине января 2006 года в Лондоне. Именно главы МИД двух стран Вардан Осканян и Эльмар Мамедъяров считались авторами начатого весной 2004 года «Пражского процесса».

 

 

После возвращения делегаций в Ереване опровергли заявления азербайджанской стороны о том, что Роберт Кочарян прервал переговоры в Рамбуйе. В ответ на заявление заведующего отделом внешних связей аппарата президента Азербайджана Новруза Мамедова о том, «армянский руководитель оставил переговоры в Рамбуйе незавершенными», пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян заявил, что «Роберт Кочарян ценит свое время и считает несерьезной имитацию переговоров, в том числе для продления пребывания в прекрасном Париже».

 

 

«На самом деле 11 февраля в Рамбуйе президент Армении предложил обобщить переговоры, когда стало ясно, что результатов достичь не удастся», - уточнил Согомонян.

А Вардан Осканян призывал отказаться от «категорических оценок» встречи Кочаряна и Алиева в Рамбуйе. По словам Осканяна, «тот факт, что президентам не удалось договориться во Франции, не исключает возможности достижения прогресса в течение этого года».

 

 

«То, что на переговорах в Рамбуйе не было достигнуто договоренности, не бросает тень на предыдущие удачи и на тот прогресс в переговорном процессе, который был отмечен в 2005 году. Это прогресс остается в силе. Очевидно, что чем ближе мы подходим к урегулированию конфликта, тем сложнее становятся вопросы, которые предстоит решать.Задача, которая стояла перед президентами Армении и Азербайджана в Рамбуйе, весьма сложна, и ее нелегко решить сразу», - говорил Вардан Осканян.

Ара Тадевосян

В этой главе использованы архивные фотографии REUTERS и Фотолур.

 

«Новейшая история» - специальный проект медия компании Медиамакс. Все права защищены.

Эксклюзивный партнер проекта - ЗАО «Электрические сети Армении».

В проекте «Новейшая история» представлены события и эпизоды, происходившие в Республике Армения после 1991 года.