24 января 2024 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) проголосовала за нератификацию полномочий делегации Азербайджана. Подобная мера была применена к Азербайджану впервые с тех пор, как он стал членом Совета Европы в 2001 году. В этой главе «Новейшей истории» мы расскажем о вступлении Армении и Азербайджана в Совет Европы.
Для участия в торжественной церемонии вступления Армении в Совет Европы делегация, возглавляемая президентом Армении Робертом Кочаряном, прибыла в Страсбург 24 января 2001 года.
«Мы летели в Страсбург с большими надеждами и воодушевлением. Мы все считали вступление в Совет Европы большим историческим событием, которое открывало новую страницу в новейшей истории Армении. Перед нами четко вырисовывался дальнейший путь развития Армении.
Это был по-настоящему исторический день. Из разных европейских стран в Страсбург съехались представители армянских общин, чтобы принять участие в торжественной церемонии. Для каждого армянина, присутствовавшего там, было очень волнительно наблюдать, как под звуки гимна Армении перед зданием организации поднимался наш флаг», - рассказывал Медиамакс бывший глава МИД Армении Вардан Осканян несколько лет назад.
В тот же день членом Совета Европы стал также Азербайджан, который значительно уступал Армении в плане демократических преобразований. Армения выполнила все требования еще несколько месяцев назад, однако ее вступление откладывалось из-за Азербайджана.
«Наше вступление произошло одновременно с Азербайджаном не потому, что мы отставали или из-за отсутствия политической воли, а просто потому, что в организации учли наличие Карабахского конфликта и решили интегрировать Армению и Азербайджан параллельно. Иначе говоря, мы пострадали из-за неповоротливости Азербайджана», - писал Вардан Осканян в своей книге «На пути к независимости. Большие вызовы маленькой страны (из дневника министра)», изданной в 2013 году.
Ожидалось, что Армения вступит в Совет Европы в 2000 году. Вопрос вступления Армении был включен в повестку летней сессии ПАСЕ. Решение об этом было принято по итогам заседания Политической Комиссии ПАСЕ, состоявшегося 15 мая в Дублине, в котором принимали участие председатель ПАСЕ лорд Рассел Джонстон и генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер.
После заседания Вальтер Швиммер говорил в эксклюзивном интервью Медиамакс:
«Армения начала интеграционный процесс в 1996 году. В 1999 году мы были свидетелями реальных судебно-правовых реформ, прогресса в укреплении демократических ценностей и продолжения обсуждений вокруг конституционных реформ».
Отвечая на вопрос Медиамакс, может ли напряженная внутриполитическая ситуации в Армении негативным образом отразиться на процессе ее вступления в Совет Европы, Швиммер отмечал:
«Совет Европы был шокирован и потрясен событиями, которые произошли 27 октября прошлого года в Национальном Собрании Армении. Очень важно, чтобы эти события и их последствия не заставили Армению свернуть с пути приверженности демократическим ценностям и защиты прав человека».
Ованнес Ованнисян, который был в те годы главой постоянной комиссии парламента Армении по внешним связям и руководителем армянской делегации в ПАСЕ, рассказывал Медиамакс:
«В середине 2000 г. стало ясно, что в Совете Европы хотят, чтобы Армения и Азербайджан вступили в организацию одновременно. До этого этот вопрос открыто на повестке не стоял. Совет Европы принял политическое решение, из-за которого процесс нашего вступления затянулся, чтобы Азербайджан успел выполнить свои обязательства. Мы неоднократно выражали европейским коллегам свое недовольство в связи с этим обстоятельством. Они сами прекрасно понимали, что Армения со своими христианскими ценностями ближе к организации, чем Азербайджан».
На летней сессии ПАСЕ большинством голосов было принято решение о членстве Армении в Совете Европы. В сентябре 2000 года Комитет министров Совета Европы должен был утвердить решение ПАСЕ, после чего, как ожидалось, в Страсбурге подняли бы флаг Армении.
Однако этого не произошло, поскольку исполнительный орган Совета Европы негласно решил утвердить решение о вступлении Армении лишь после ноябрьских парламентских выборов в Азербайджане.
Вардан Осканян и Ованнес Ованнисян едины во мнении, что принимая Армению и Азербайджан в Совет Европы в один день, европейцы хотели таким образом стимулировать сотрудничество в регионе, что, в свою очередь, создало бы благоприятные условия для разрешения конфликта.
«Совет Европы хотел продемонстрировать, что приверженность европейским ценностям может способствовать урегулированию конфликта и сократить вероятность возобновления войны. Думаю, что именно это было основной движущей силой и целью решения о включении в Совет Европу нашей страны и Азербайджана в один и тот же день», - сказал Вардан Осканян.
Ованнес Ованнисян вспоминает, что официальная часть церемонии вступления была организована таким образом, чтобы президенты обеих стран присутствовали при подписании обеих документов о вступлении, а также при поднятии флагов стран во дворе организации.
«В этот день в Страсбург также специально прибыл председатель грузинского парламента Зураб Жвания. Грузия была членом Совета Европы с 1999 года. Жвания выступил с очень трогательной речью, приветствовав вступление двух соседних стран в Совет Европы. В своей речи он подчеркнул, что интеграция Армении и Азербайджана будет способствовать региональному сотрудничеству.
Прозвучали слова приветствия и от представителей других стран. Помню, Гейдар Алиев уже был нездоров, с трудом выдерживал длинные мероприятия, часто был вынужден садиться или останавливаться во время ходьбы. Так как мероприятия носили совместный характер, нашему президенту и членам делегации приходилось в знак уважения замедлять шаг или останавливаться при переходе из одного зала в другой», - вспоминает Ованнес Ованнисян.
Вардан Осканян отмечал, что между президентами Кочаряном и Алиевым были нормальные отношения.
«Тогда они достаточно интенсивно общались. Были инициативы, на столе лежали предложения по урегулированию. После Страсбурга президенты отправились в Париж для участия в трехсторонней встрече, инициированной президентом Франции Жаком Шираком. Тогда были некоторые надежды, связанные с урегулированием конфликта, и присутствие президентов в Страсбурге, вступление Армении и Азербайджана в Совете Европы, казалось, являлись дополнительным стимулом для создания положительной атмосферы».
Интересно, что парламентской делегацией Азербайджана в ПАСЕ тогда руководил нынешний президент страны Ильхам Алиев.
«Жаль, что они так и не поняли, что Совет Европы – это не место, скажем так, для «разборок». Европейские парламентарии уставали от постоянных обвинений Азербайджана. А азербайджанцы все время жаловались, что европейцы ставят различия между нами и ними», - отмечал бывший глава армянской делегации.
Недовольство азербайджанской стороны вызвал даже подарок, который армянская делегация преподнесла Совету Европы в связи со своим вступлением.
«Согласно установленному порядку, каждая страна преподносит какой-нибудь сувенир по случаю своего вступления. Все подарки хранятся в здании организации. Мы остановили свой выбор на одной художественной композиции из меди. Не помню, что именно подарили азербайджанцы, но их подарок был очень дорогим. Получилось так, что генсек Совета Европы Вальтер Швиммер выбрал наш подарок для своего кабинета, а подарок азербайджанцев установили в коридоре. В Баку и это сделали поводом для политических спекуляций», - вспоминает Ованнисян.
По его словам, одной из удач Армении в день вступления явилось то, что страну в Страсбурге представляла не только официальная делегация, возглавляемая президентом, но и парламентская делегация, которая отражала всю палитру парламентской оппозиции Армении в те годы.
«До поездки мы обсуждали с президентом состав делегации, и я предложил, чтобы в делегацию вошли лидеры всех оппозиционных партий, представленных в парламенте – Вазген Манукян, Арташес Гегамян, Артур Багдасарян и другие. Это решение несло в себе важное и положительное послание, и послужило повышению международного рейтинга нашей страны. А Гейдара Алиева в Страсбурге сопровождали только представители исполнительной власти», - отмечал Ованнисян.
В данной главе использованы фотографии REUTERS и сайта 2rd.am.