25 апреля 1999 года в Вашингтоне состоялся юбилейный саммит НАТО, посвященный 50-летию основания Организации Североатлантического Договора и заседание Совета Евро-Атлантического Партнерства (СЕАП).
Выступая на заседании СЕАП, президент Армении Роберт Кочарян, в частности, сказал:
«Очевидно, что с завершением холодной войны мир изменился, и эффективная концепция европейской безопасности, основанная уже на иных предпосылках, де-факто изменится и уже меняется. Ясно также, что новый кодекс отношений не может быть конкретизирован без учета происходящих на планете изменений. Истина в том, что НАТО, став превалирующей силой в Европе, определяет свою стратегию, подчеркивает новый круг полномочий, который предполагает и новый круг ответственности в случае возможного возникновения в Европе новых разделительных линий.
Для нас это предмет особой озабоченности, поскольку будучи небольшой страной, расположенной в сложном регионе, мы можем оказаться в новом сообществе глобальной конфронтации. Мне кажется, что подобной перспективой озабочены многие страны, и они должны сделать максимум возможного, чтобы избежать подобного развития событий. До этого необходимо формулирование и осознание новых подходов - таких, чтобы сила не подменяла поиск компромиссов, чтобы членство в НАТО не обуславливало права на вседозволенность и возможность применять двойные стандарты при осуществлении новой стратегии».
Лидер Коммунистической партии Армении Сергей Бадалян назвал вашингтонский визит Роберта Кочаряна «изменой союзническим отношениям Армении с Россией, предательством национальных, государственных интересов республики». Он отметил, что «визит совершается в период, когда Россия разорвала все связи с НАТО, когда по просьбе армянской стороны Россия усиливает свое военное присутствие в Армении и оснащает здесь свою военную базу новейшим оружием».
Вернувшись из Вашингтона, Роберт Кочарян выразил убеждение, что его участие в саммите НАТО не может повлиять на взаимоотношения Армении с Россией, имеющие стратегическое значение.
«Отказ от поездки в Вашингтон был бы равносилен его бойкоту, для чего нет ни поводов, ни причин», - говорил президент Армении, отметив, что его участие в саммите НАТО было «важным и необходимым шагом».
В июле 1999 года Роберт Кочарян говорил в интервью Медиамакс, что в обозримом будущем Южный Кавказ не станет зоной военного присутствия НАТО.
Саммит в Вашингтоне проходил на фоне вмешательства НАТО в ситуацию в бывшей Югославии, и в течение 1999 года представители Азербайджана не раз пытались проводить параллели с проблемой Нагорного Карабаха.
Комментируя эти попытки, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян отмечал, что на состоявшейся в июне встрече Роберта Кочаряна и генсека НАТО Хавьера Соланы в Брюсселе руководитель альянса однозначно заявил, что НАТО не намерено вмешиваться в урегулирование кавказских конфликтов.
Глава МИД Армении также сказал, что после косовских событий в Азербайджане создалась иллюзия, что если НАТО примет участие в урегулировании карабахского конфликта, то альянс будет защищать интересы Азербайджана.
«Ситуация действительно очень похожа, но есть существенная разница между Косово и Карабахом: наша освободительная армия оказалась несравненно сильнее. Мы смогли сами противостоять этническим чисткам и сделали то, что сейчас в Косово пытается сделать НАТО», - отмечал министр иностранных дел Армении.
Ара Тадевосян
В этой главе использованы фотографии REUTERS.