Проблемы в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) начались не сегодня и не вчера. В этом выпуске «Новейшей истории» мы расскажем о трениях в отношениях между членами ОДКБ, имевшими место в 2004 году.
18 июня 2004 года в Астане собрались президенты стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Выступая на заседании Совета ОДКБ, президент Армении Роберт Кочарян говорил, что Организация «спокойно и положительно» реагирует на сотрудничество своих членов с НАТО. Он отмечал, что на последнем заседании Совета ОДКБ был принят документ об основных направлениях сотрудничества ОДКБ и Североатлантического альянса.
Кочарян говорил, что в документе зафиксированы конкретные механизмы реализации сотрудничества между ОДКБ и НАТО, но в реальности это сотрудничество осталось исключительно благим намерением.
Помимо того, что не все члены ОДКБ стремились сотрудничать с НАТО, сам Североатлантический альянс более чем прохладно относился к перспективам сотрудничества с ОДКБ. Посол США в НАТО Николас Барнс говорил осенью 2004 года в интервью Медиамакс:
«Поскольку каждый из членов ОДКБ является и членом Совета евро-атлантического партнерства (СЕАП), трудно сказать - какую ценность будет иметь создание новых связующих звеньев с этой организацией».
В апреле 2004 года года министр иностранных дел Армении Вардан Осканян замечал, что «до тех пор, пока мы не ставим вопроса о своем членстве в НАТО, наше сотрудничество с альянсом не противоречит стратегическим отношениям Армении с Россией и нашему участию в ОДКБ». Сам факт подобного заявления свидетельствовал о том, что отношение большинства стран-участниц ОДКБ к расширяющимся контактам своих коллег с НАТО было трудно назвать «спокойным и положительным», как будет утверждать несколько месяцев спустя Роберт Кочарян.
«Если получится так, что Грузия и Азербайджан в конце концов станут членами НАТО, а Армения - нет, то очевидно, что это приведет к созданию новых разделительных линий на Кавказе», - аргументировал Вардан Осканян.
За несколько дней до этих слова Осканяна парламент Армении ратифицировал многостороннее соглашение «О статусе вооруженных сил» в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» (PfP Status of Forces Agreement-PfP SOFA). На первый взгляд, в ратификации не было ничего особенного, тем более что соседи Армении по Южному Кавказу присоединились к этому соглашению еще раньше: Грузия - в 1995 году (ратифицировала в 1997 году), Азербайджан - в 1998 году (ратифицировал в 2000 году).
Как раз в те дни, как армянский парламент ратифицировал соглашение, Государственная Дума Российской Федерации приняла заявление «В связи с расширением НАТО», в котором говорилось о том, что «военная доктрина альянса по-прежнему носит наступательный характер». В этой связи симптоматичной выглядела заметка, опубликованная 1 апреля 2004 года в российской официальной «Парламентской газете»:
В мае президент Беларуси Александр Лукашенко говорил на встрече с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей, что «насторожен» контактами некоторых стран-участниц этой организации с НАТО. По словам Лукашенко, на территории одного из государств - участников ОДКБ «под видом борьбы с терроризмом» находятся войска НАТО.
Президента Беларуси возмутило то обстоятельство, что решение о размещении военнослужащих стран-участниц НАТО в Киргизии «было принято без необходимых в этом случае консультаций». «По крайней мере, Беларусь никто не спрашивал, хотя договор это предусматривает. Представьте, если бы мы ни с того ни с сего разместили военно-воздушные силы другого блока на территории Белоруссии. Как бы отреагировали наши коллеги? Крайне негативно», - говорил Лукашенко. Он также отмечал, что Беларусь настораживают и контакты Армении и Казахстана с НАТО, «которым, опять же, находятся некие оправдания».
Накануне саммита в Астане определенное недовольство работой ОДКБ выразило и руководство России. «Москва считает, что механизмы согласования подходов стран-членов ОДКБ к координации внешней политики в части ответа на новые вызовы и угрозы и налаживании реального функционирования военных структур действуют недостаточно эффективно», - говорил в интервью РИА-Новости высокопоставленный источник в Кремле.
Ара Тадевосян
В этой главе использованы фотографии REUTERS.