В сентябре 2005 года спецпредставитель Европейского Союза на Южном Кавказе, финский дипломат Хейки Талвитие признал, что переговоры по Плану действий Армении в рамках Политики Европейского Соседства (ПЕС) затягиваются «из-за проблем в отношениях Азербайджана с одним из государств-участников ЕС».
Талвитие не конкретизировал страну-участницу ЕС, но было понятно, что речь шла о Кипре.
29 августа 2005 года из турецкого Северного Кипра в Азербайджан был совершен прямой рейс, которым в Баку прибыли экс-президент Северного Кипра Рауф Денкштан и его сын, вице-премьер и министр иностранных дел непризнанной республики Сердар Денкташ, заявивиший, что «цель нашего визита в Баку - поиск путей скорейшего выхода из режима изоляции». В ответ власти Кипра наложили вето на обсуждение Плана действий с Азербайджаном.
Хейки Талвитие говорил, что принимая решение о включении трех стран Южного Кавказа в ПЕС, Европейский Союз придерживался мнения о необходимости соблюдения «сбалансированной политики» в отношении всех стран региона. Спецпредставитель ЕС выражал надежду, что проблемы в отношениях «страны-участницы ЕС» и Азербайджана удастся решить до середины октября. Если же этого не произойдет, то, не исключал Талвитие, ЕС будет проводить более «дифференцированную политику» в отношении стран Южного Кавказа.
Интересно, что за несколько дней до этого в Ереване побывала президент Финляндии Тарья Халонен, которая заявила, что власти Армении «проделали большую работу по подготовке Плана действий в рамках ПЕС» и «придерживаются очень серьезного подхода в отношении европейской интеграции».
Промедление вызывало недовольство не только в Ереване. Министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили говорила: «Мы находимся на важной стадии переговоров по Плану действий с ЕС, но они затягиваются, и мы, можно сказать, не очень довольны тем, как проходит этот процесс».
В 2003 году странам региона было фактически отказано в вовлечении в новую инициативу ЕС, которая называлась тогда Wider Europe. 1 октября 2003 года министр иностранных дел Армении Вардан Осканян говорил в Брюсселе по итогам встречи с руководителями ЕС:
«Если мы получим «послание» от Европейского Союза, сигнализирующее, что Армения, Грузия и Азербайджан со временем могут стать членами ЕС, и наши народы поверят, что в конечном итоге мы будем жить в союзе, где границы являются несущественными, я думаю, что это изменит наши подходы к урегулированию конфликтов».
По словам Осканяна, в этом случае «мы станем менее агрессивными и менее требовательными», «а урегулирование конфликтов окажется в совершенно ином контексте, который будет более подходящим для решения существующих проблем».
В сентябре того же года президент Армении Роберт Кочарян заявил:
«Армения выступает за то, чтобы Европейский Союз выработал и озвучил свою позицию в отношении Южного Кавказа. Мы хотим, чтобы наш регион был вовлечен в орбиту непосредственных интересов Европейского Союза».
Лидеры ЕС со своей стороны аргументировали позицию, которой они руководствовались, отказывая странам Южного Кавказа в членстве в инициативе Wider Europe в 2003 году.
«ЕС оказал очень существенную поддержку развитию региона. К сожалению, мы пока не видим того прогресса на пути к демократии, рыночной экономике и достижению мира, которого ожидали. Мы достигли определенных успехов в поощрении регионального сотрудничества, однако они не соответствуют тому объему, который обязались обеспечить наши партнеры на Южном Кавказе после вступления в силу договоров о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Полноценная и долговременная стабилизация региона требует сильной воли, необходимой для достижения компромиссов. Лишь в этом случае настоящее региональное сотрудничество станет возможным. Странам региона еще предстоит сделать немало важных шагов», - говорил в июне 2003 года в эксклюзивном интервью Медиамакс Комиссар ЕС по внешним отношениям Крис Паттен.
В начале 2004 года, выступая в Европарламенте, Крис Паттен вновь отметил, что вовлечение стран Южного Кавказа в ПЕС во многом зависит от приверженности Армении, Грузии и Азербайджана процессу демократических преобразований.
«Европейский Союз внимательно следит за развитиями во всех трех странах региона, чтобы убедиться в наличии прогресса в области демократизации и экономической сфере. Мы хотим видеть внушающую доверие приверженность реформам, которая четко проявляется в виде конкретных шагов, к примеру, борьбой с коррупцией», - отмечал Паттен.
В конце концов, в июне 2004 года Европейский Союз принял решение о вовлечении Армении, Грузии и Азербайджана в ПЕС. Незадолго до этого Роберт Кочарян отметил, что вовлечение Армении «станет серьезным стимулом для приведения законодательства страны в соответствие с европейскими стандартами».
Уже в октябре 2004 года президенты Армении и Грузии Роберт Кочарян и Михаил Саакашвили обсуждали в Тблиси вопросы координации усилий двух стран по вопросам сотрудничества с ЕС в рамках Политики Европейского Соседства.
«Мы хотим, чтобы наше сотрудничество с ЕС в рамках этой новой программы носило полноценный характер и не было декларативным», - говорили президенты двух стран. А на встрече со спикером парламента Грузии Нино Бурджанадзе Роберт Кочарян сказал, что Армения и Грузия могли бы создать совместную группу экспертов, которые разработали бы документ о приоритетах двух стран в рамках «Политики Европейского Соседства» Европейского Союза.
«Прежде всего мы должны сами понять, чего именно мы хотим от «Политики Европейского Соседства», - говорил Роберт Кочарян, отмечая, что сам ЕС пока не готов сформулировать свои предложения. «Мы можем использовать этот момент для того, чтобы активнее заявить о своих ожиданиях», - говорил президент Армении.
В начале марта 2005 года Европейская Комиссия опубликовала доклад по Армении, в котором содержались базовые направления для Плана действий. Вскоре после этого Роберт Кочарян провел совещание с членами правительства, посвященное разработке Плана действий Армении.
«Пришло время сориентироваться - какие направления мы выбираем и с какой скоростью готовы двигаться вперед? Это очень важный момент для страны. Мы можем получить серьезное содействие проводимым реформам и с помощью структур ЕС сконцентрировать свои усилия для их реализации», - говорил Роберт Кочарян.
Ара Тадевосян
В данной главе использованы фотографии из архива Фотолур и REUTERS.